Большегрузы приехали в город, груженые фруктами и овощами, но не могут быстро пройти досмотр из-за огромных очередей.
Из-за столпотворения страдают и обычные автомобилисты: в этом районе всегда собираются пробки, а сейчас ситуация обострилась максимально.
Как дальнобойщики стоят в километровой пробке в очереди на таможенный контроль, что там происходит и как люди переносят долгие часы ожидания — в материале НГС.
«С туалетом проблемы: нет его»
Утром 1 июля новосибирцы стали жаловаться на скопление фур на улице Троллейной. Владимир рассказал НГС, что груженые автомобили заблокировали проезд по правой полосе на участке дороги длиной примерно 2 км, и несколько дней подряд там собирается пробка.
Вереница из машин действительно тянется по улице Троллейной сразу от гипермаркета «Лента» неподалеку от Немировича-Данченко и вплоть до таможенного пункта. Ехать туда мы не рискнули — отправились пешком. Идти пришлось приличное расстояние и на всем пути — вдоль груженых фур. Один раз мимо колонны проехал автомобиль ГАИ. В громкоговоритель сотрудники ведомства что-то говорили водителям, но разобрать объявление не удалось.
По мере приближения к Толмачевской, 1/1 машин заметно больше. Судя по номерам, они приехали из разных регионов России, а также из Таджикистана, Грузии, Казахстана, Беларуси. Больше всего фур — из Узбекистана.
«Сезон у нас, везем фрукты, овощи. Мы вот сливы везем. Но это кошмар какой-то, вторые сутки тут. Очередь очень-очень большая», — сбивчиво объясняет водитель одной из фур с узбекскими номерами, добавляя, что такого он никак не ожидал.
В разговор активно вступают другие дальнобойщики. Мужчины жалуются: на улице Троллейной оживленное движение, рядом жилые дома и магазины, но нет никаких удобств.
«Ни в туалет сходить нормально, ничего. Поесть еще можно — тут магазинов много рядом, кафе есть. А вот с туалетом проблемы», — поясняет водитель — Двое суток тут, очередь в терминал. Тяжело».
В разгар сезона, по словам водителей, такое случается время от времени. У многих с собой есть еда и вода, некоторые несут огромные пакеты с провизией из ближайшего супермаркета. Водитель фуры Азиз решил не мучиться и прямо на тротуар поставил чайник, разложил печенье и пряники и устроил чаепитие. Его сосед развернул настоящее СТО тут же, у обочины, и ремонтирует машину.
«Машин очень много, больше ста. Вчера приехали, сутки тут. Не знаем, почему такое произошло, — грустно улыбаются водители. — С туалетом проблемы, нет его, куда придется идем. Со столовой тоже не очень, но магазин хотя бы есть: можно все, что хочешь, купить».
«Сейчас все по-другому почему-то»
Ближе к таможенному терминалу жилая зона сходит на нет, кругом только гаражи и склады, кусты, мусор. Водителям, которые добрались до этого этапа очереди, в каком-то смысле легче — отпадает проблема с уборными.
На пятачке крутятся фуры и легковушки: одни следуют от таможни, другие — к ней. Несколько большегрузов не могут разъехаться в одном месте, им приходится пропускать друг друга, сдавать назад, чтобы отъехать в сторону.
На этом же участке часть мужчин покинули кабины. Разговаривают между собой, несут продукты большими пакетами из магазинов, пьют чай. Кто-то тащит туалетную бумагу и зубную пасту — видимо, не все рассчитывали пробыть тут так долго.
Когда начинается ливень, вместе с частью водителей мы оказываемся в местной забегаловке. Продавец, молодая девушка в хиджабе, признается, что людей в их заведении в последние двое суток стало гораздо больше, чем обычно. Торговцев это не может не радовать, водители же этой радости не разделяют.
Дальнобойщики в основном поражены происходящим. Одни говорят, что такое произошло впервые, другие уверяют, что ажиотаж возникает каждое лето в разгар сезона. Третьи уточняют: раньше очередь тоже бывала, но работа представителей таможни была более слаженной.
Сайфуддин с товарищем не первый раз гонят фуру с овощами и фруктами из Узбекистана в Новосибирск и утверждают, что до сих пор у них таких проблем не было.
«Приезжали раньше, парковались где-нибудь рядышком, они (представители таможни. — Прим. ред.) у нас номера записывали и просили быть на связи. И мы уезжали по своим делам, стояли где-нибудь в спокойных местах, не мешали никому. А сейчас так не делают, сейчас вот по-другому все у них почему-то. Либо машин много, либо они (сотрудники таможни. — Прим. ред.) не работают», — предполагает Сайфуддин.
По словам водителей, 98% всех стоящих тут фур — из Узбекистана. Мужчины сетуют: в фурах есть скоропортящиеся овощи и фрукты, которые могут прийти в негодность.
«У нас есть скоропорт. Они сами требуют, чтобы народ кушал качественные и свежие вещи, а мы здесь задерживаемся. А потом рассказывают, что мы испорченные вещи везем. Сначала на таможне на границе сутки потеряли, теперь тут еще», — вздыхают собеседники НГС.
Также водители признали, что не обходится в этой бесконечной очереди и без конфликтов. «Дело даже не в том, что кто-то там без очереди лезет. Просто уже нервы у всех не выдерживают, сдают», — говорят они.
Пробка действительно растянута почти на три километра. У самой таможни замечаем улыбающегося мужчину — он только что победил все преграды и прошел контроль.
«Сделали бы хотя бы талоны, а так в сезон всегда так — ягоды, арзбузы, дыни везут. Я из Китая, китайские товары привез. Уже третий год такая же история тут летом. Придумали бы что-нибудь, чтоб этого не было», — рассуждает автомобилист из Китая.
«Поставки резко увеличились»
В пресс-службе Сибирского таможенного управления корреспондента НГС заверили, что такое скопление машин происходит не часто. При этом водители сами выбирают таможенный пункт, который им проходить.
«Летом резко увеличились поставки плодоовощной продукции в Новосибирскую область, грузопоток вырос в несколько раз. Сотрудники западного таможенного поста прикладывают все усилия, чтобы выпустить все фуры со скоропортящейся продукцией максимально оперативно — после прохождения перевозчиками необходимых процедур других контролирующих органов», — сообщили в ведомстве.
В пресс-службе так же добавили, что овощи и фрукты при таможенном оформлении — в приоритете, и нарушений сроков авзершения процедуры таможенного транзита Новосибирская таможня не допускает. Но призвали перевозчиков «рассмотреть альтернативные склады временного хранения в Новосибирске для прохождения фитосанитарного и таможенного контроля».
Контроль за приезжающими в регион овощами и фруктами также осуществляет Управление Россельхознадзора. В ведомстве отметили, что исследования продуктов могут быть менее затратными по времени и более затратными: например, арбузы сотрудники ведомства проверяют быстрее, чем абрикосы и черешню.
Грузопоток именно той продукции, которая требует более долгих процедур проверки, сейчас увеличился. Кроме того, с каждым годом на 30% растет общий грузопоток плодоовощной продукции, которая поступает в регион.
«Для решения проблемы требуется комплексное решение. Работу, которую требуется выполнить, чтобы не допустить, например, ввоз некачественной, небезопасной продукции, наши сотрудники проводят. В день специалисты пропускают порядка 60 машин», — подсчитали в Россельхознадзоре.
В Госавтоинспекции Новосибирской области НГС тоже прокомментировали происходящее. Там сообщили, что нарушений в действиях водителей фур сотрудники ГАИ, которые выезжали на место, не нашли.
«Водителям рекомендовали не создавать помех для других участников дорожного движения и переместить транспортные средства на стоянку для грузовых машин», — сообщили НГС в новосибирском ГАИ.